Baykal

Школа выживания. Спасатели советуют:
На главную



  • Туристические маршруты
  • В.записную.книжку

  • Все.о.Байкале.

  • Разное:
  • В.дорожную.аптечку

  • Лесная.столовая

  • Спасатели.советуют

  • На.досуге.

  • История.озера

  • Энхалук

  • Полезные.ссылки

  • Обо.мне


  • Общение:

  • Форум
  • Чат

  • Гостевая






  • Правила поведения в экстремальных аварийных ситуациях.


    Введение

    Представьте, что произошло чудо, и человек сегодняшний неожиданно перенесся, скажем, веков на восемьдесят назад. "Прекрасно! - может воскликнуть кто-то. - Ведь он для тогдашнего уровня образования - гений! То, о чем лучшие умы могли только догадываться, он еще во втором классе изучил!" С приятным чувством собственной гениальности и исключительности наш современник отправляется на встречу с ближайшим среднестатистическим общинным племенем, раздумывая, о чем бы рассказать предкам: о таблице умножения, классической литературе или современных танцах? Но пробираясь вдоль влажных стен пещеры, он вздыхает: тут бы надо электричество. В голове вертятся бесполезные в данной ситуации закон Ома, схемы детекторных приемников и инструкции по технике безопасности. Через полчаса под звонкий перестук собственных зубов наш герой думает, что его устроила бы газовая плита и даже элементарная свечка. Подпрыгивая и хлопая себя по плечам, он с неожиданной радостью вспоминает о костре. Вот только чем нарубить дрова? Ну да ладно, можно наломать и мелких веток. Он привычно бьет себя по карману. О, ужас, нет спичек! В начале наш путешественник во времени не осознает всю глубину постигшей его катастрофы. Но через минуту покрывается холодным потом. Он не представляет, как можно без спичек развести костер! Лихорадочные попытки добыть огонь трением деревянных палочек друг о друга, высеканием искр ни к чему не приводят - растопка упорно не желает разгораться. Дальше с неумолимой последовательностью начинает выясняться, что представитель нашего времени не может охотиться, не имея ружья, рыбачить без лесок и крючков, не может построить даже самого примитивного убежища, не представляет, как защитить свое бренное тело от сотен опасностей, подстерегающих со всех сторон. Затравленно озираясь, он мечется по древнему лесу, изредка набрасываясь на ягоды, которые совершенно не насыщают. Наш современник обречен. Единственный шанс продлить свое существование - обратиться за помощью к местным аборигенам. Ничего не поделаешь! И тут он знакомится с настоящими хозяевами той эпохи: гением добывания пищи, гением разведения огня. С огромным напряжением, начиная с самых азов, незадачливый всезнайка постигает науку "выживания", с трудом подтягиваясь к уровню развития первобытного человека. Скажите, в этой фантазии все преувеличено? Нет. И лучшее тому доказательство, что люди одной из самых передовых на сегодняшний день профессии - космонавты, прежде чем занять свое место в космическом корабле, натаптывают десятки километров в лесных дебрях и раскаленных песках пустынь. Оказывается, путь в космос лежит и через боль лопнувших мозолей, натертых походными ботинками. Образовалась целая наука, изучающая человека в экстремальных условиях природной среды. При помощи новейших методов разрабатываются вновь, вспоминаются древнейшие способы взаимоотношения с природой. Турист потенциально подвержен риску оказаться в аварийной ситуации, без связи с внешним миром, когда можно рассчитывать только на себя. Как себя вести в эстремальных случаях - об этом и пойдет речь в нашей воображаемой школе. Начнем с азов. Назовем основные походные опасности и перечислим все, что можем им противопоставить

    В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ АВАРИИ

    Каждая авария имеет свои особенности и отличия. Но существует общая схема поведения, которая в большей или меньшей степени может быть применена в различных видах путешествий, в любой климато-географической зоне.

    НАДО:
    Первое правило гласит - всегда считайте себя ближе к опасности. На практике это означает, что путешественник на любом участке маршрута, вне зависимости от степени его сложности должен соблюдать правила техники безопасности, быть соответственно экипированным и следить за изменениями в погоде, не оставляя без присмотра закрепленные за ним вещи. При эвакуации из зоны аварии придерживайтесь старого морского правила - первыми спасаются женщины, дети и раненые. Очередность спасения впрямую зависит от состояния человека в данную минуту. Последними опасную зону покидают лица, наиболее подготовленные к действиям в особо сложных условиях. После вывода группы с места аварии постарайтесь определить, что непосредственно угрожает жизни людей в данный момент: пожар, сход лавин, камнепад, переохлаждение или перегрев организма. Примите немедленные меры к устранению опасности. При отсутствии непосредственной угрозы для жизни людей внимательно осмотрите себя и своих товарищей. Окажите потерпевшим немедленную медицинскую помощь. Помните, что в аварийной ситуации к трагическим последствиям могут привести не только тяжелые раны, кровотечения, но и запущенные легкие телесные повреждения. Одновременно каждый участник группы должен заправить одежду "по-штормовому", при необходимости отремонтировать или заменить ее. Застегнуть все пуговицы, молнии. Зимой при глубоком снежном покрове штанины натяните поверх голенищ обуви, чтобы исключить попадание внутрь снега. При сильном морозе и ветре закройте лицо шарфом или маской из любого подручного материала. Утеплите ноги, например, обмотав их поверх обуви куском ткани. При минусовых температурах все перечисленные действия обязательны, даже в случае кажущегося теплового комфорта. Обогревание открытых и продуваемых участков тела требует дополнительных энергозатрат, а значит, и потребления дополнительных пищевых калорий, восстановить потерю которых в аварийной ситуации бывает невозможно. Сохраняя "внутреннее" тепло, вы в первую очередь экономите запасы продовольствия. В непосредственной близости от места происшествия необходимо соорудить из куска полиэтилена или ткани временное убежище, которое защитит от ветра, дождя, снега, прямой солнечной радиации. В аварийной ситуации переохлаждение или перегрев организма могут развиваться, стремительно нарастая. Если вовремя не защитить нуждающихся от воздействия неблагоприятных климатических условий, через 30-40 минут придется заняться устранением последствий переохлаждения или перегрева, что потребует больших сил и времени. Одновременно с устройством временного убежища надо начать строительство капитального приюта. В месте, где произошло ЧП, следует провести тщательный поиск, собрать остатки коллективного снаряжения и случайные предметы, которые могут пригодиться в аварийной ситуации. Все вещи соберите в одно место, рассортируйте и защитите от непогоды. Ненужные предметы разложите в форме геометрических фигур на хорошо заметном с воздуха и земли месте.
    При отсутствии руководителя из числа наиболее опытных, авторитетных, профессионально подготовленных, старших по возрасту мужчин надо выбрать командира группы. Коллективное руководство ведет к разобщенности, провоцирует внутригрупповые споры, конфликты. Руководитель перераспределяет среди участников группы теплую одежду так, чтобы каждый был обеспечен ею в равной мере. Все люди должны находиться в одинаковых условиях. Исключение могут составлять женщины, дети, раненые. Одежда каждого в аварийной ситуации становится общественным достоянием. Необходимо передать руководителю все личные вещи и предметы, сколь бы бесполезными они ни казались. В аварийной ситуации можно с успехом использовать линзы от фотоаппаратов, биноклей, очков, стекла от часов для добычи огня, фольгу от шоколада и конфет - для изготовления сигнальных зеркал, блесен, плоских кастрюлек, жарки дичи. Значки, булавки, гвозди, заколки, сережки несложно приспособить под рыболовные крючки. Иголки пригодны для изготовления компасов. Воздушные шары, полиэтиленовые мешки пригодятся в качестве емкостей для переноски и хранения воды, добычи и опреснения воды в пустыне, герметизации вещей, утепления ног. Медные деньги, кольца, ключи послужат блеснами. Из резиновых подтяжек, волейбольных и велосипедных камер можно сделать охотничьи рогатки. Приемники сокращают поиск населенных пунктов, ориентировку на местности. Из лески, толстой нити, разрезанного поясного ремня стоит соорудить охотничьи ловушки, удочки. Все предметы из натуральной кожи - ремни, сумки, обувь можно использовать в качестве продуктов питания. Любой мелочи в критической ситуации найдется применение, она, случается, играет решающую роль в спасении людей. Уцелевшие продукты, конфеты, сухари, случайно заваляяшиеся в карманах, собираются в одно место и образуют аварийный продуктовый запас. Руководитель назначает человека, ответственного за хранение и перенос аварийного запаса. Делить продукты нужно на глазах у всей группы. Это исключает возможные недоразумения и ссоры. Каждый человек должен видеть, что все получают одинаковый паек. Не допускайте малейшего повода к подозрениям! И не вздумайте снижать паек человеку, например, из-за нарушения дисциплины или других причин. В первые дни при нормальных климатических условиях старайтесь воздержаться от употребления еды. Все продукты надо рассортировать по срокам годности. Первыми съедают скоропортящиеся продукты, последними - консервы, сублимированные продукты. В месте аварии на открытом, хорошо просматриваемом месте необходимо выложить сигналы кодовой таблицы и стрелку, указывающую направление движения группы. НЕЛЬЗЯ: Во время аварии нельзя действовать, подчиняясь эмоциям, - это чревато ошибочными решениями, диктуемыми прямолинейной логикой инстинкта самосохранения. Надо отрешиться от личного страха, оценить обстановку в целом, наметить наиболее безопасную линию поведения, организовать эвакуацию из опасной зоны. Недопустима самовольная эвакуация, так как она может привести к гибели спасающегося, а иногда и всей группы из-за неправильных действий в районе аварии. Например, в результате "подрезания" второй лавины, проламывания льда. Не уходите с места происшествия, не убедившись, что опасную зону покинули все участники группы. Не занимайтесь второстепенными делами, пока группа не обеспечена временным или капитальным убежищем.

    АВАРИЙНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

    Аварийная сигнализация - важнейший фактор, обеспечивающий выживание. При пассивном ожидании помощи - решающий. Вне зависимости от сложности планируемого маршрута туристы должны изучить сигналы бедствия, применяемые в мировой практике В путишествиях, связанных с повышенным риском, каждая группа должна запастись набором аварийной сигнализации, укомплектованным согласно конкретным условиям маршрута из пиротехнических средств, сигнальных зеркал (двойного или зеркала с целиком}, которые несложно изготовить самостоятельно, металлической фольги - 1,5 м2 (выбирайте фольгу с лучшими отражающими свойствами), свистков, воздушных шаров, сильных электрофонарей. Каждый участник группы должен иметь при себе "Памятку" с перечнем международных и внутригрупповых аварийных сигналов. Перед выходом на маршрут поставьте в известность контрольно-спасательные службы или местные органы об имеющихся в вашем распоряжении сигнальных средствах. Это при необходимости облегчит поиск группы, если у вас нет передатчика Сигнальные средства транспортируются в "Спасательном" или "Штабном" рюкзаках вместе с НЗ, документами, аварийным снаряжением лично руководителем группы или лицом, им назначенным. "Спасательный" или "Штабной" рюкзак в аварийной ситуации спасается в первую очередь При возникновении аварийной ситуации, проверив, приведите сигнальные средства в рабочее состояние. Разделите их на две рав нозначные части, которые транспортируются раздельно и должны быть легкодоступны для обеспечения оперативной подачи сигнала. При аварийном выходе с маршрута для движения предпочитайте выпуклые формы рельефа, открытые пространства, хорошо просматриваемые с воздуха. По ходу движения оставляйте хорошо "читаемые" с воздуха метки и сигнальные стрелки, указывающие направление. Пиротехнические сигналы одноразового использования применяйте в крайнем случае, когда есть уверенность, что их заметят! На привалах и во время ночного отдыха на возвышенной точке возле лагеря необходимо оставлять дежурного наблюдателя-сигнальщика. До путишествия оговорите внутригрупповую аварийную сигнализацию, применяемую при разделении группы, в период "режима тишины", например, в лавиноопасной зоне. В случае обнаружения "чужого" аварийного сигнала в труднодоступной местности, при неблагоприятных погодных условиях необходимо заметить ориентиры в направлении поданного сигнала и взять азимут по компасу. Часть группы направьте для оказания немедленной помощи пострадавшим. Нельзя отправлять спасательную команду налегке, без палатки, теплых вещей, питания, аварийного снаряжения. Оставшаяся (страхующая) группа немедленно приступает к оборудованию аварийного лагеря разбивает палатки, строит снежные убежища, разводит жаровые костры, кипятит воду, устанавливает сигналы-метки вокруг лагеря и по направлению движения спасательной группы, организует промежуточные лагеря. Проводя спасательные работы, не забывайте об организации надежной самостраховки! По возможности быстрее оповестите о происшествии спасательные службы, местные органы, далее действуйте согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самодеятельные действия недопустимы! Продолжать маршрут можно только с разрешения соответствующих служб. Неоказание помощи нуждающимся подлежит наказанию в уголовном порядке. Сигнал бедствия подается только с разрешения руководителя группы в истинно критической ситуации, непосредственно угрожающей жизни или здоровью людей! Несколько десятков километров, которые предстоит пройти, или несоблюдение сроков еще не повод для подачи сигнала бедствия! Помните, организация спасательных операций требует отвлечения большого числа людей от основной работы, подвергает их жизни риску.

    АВАРИЙЩИКИ ИЩУТ ЛЮДЕЙ

    Обнаружить ближайший населенный пункт можно с помощью обзора. Для этого надо периодически подниматься на возвышенные точки рельефа, забираться на деревья и осматриваться вокруг. На присутствие людей могут указать огни, дымы, взлетающие и садящиеся самолеты и вертолеты, просеки, покосы, столбы электропередач, искусственные сооружения. При наблюдении с земли ночью видно: зарево большого города за 60 км, вертикальные лучи прожекторов - за 50 км, фары автомашин - за 10 км, костры - 8 км, сильный электрический фонарь - на 3-4 км, слабый - на 1,5 км. При наблюдении с земли днем видно: большие башни, церкви, элеваторы за 16-20 км, населенный пункт - 11 - 15 км, крупные здания - 9 км, заводские трубы - 6-8 км, а дым от них в некоторых случаях до 50 км, отдельные дома - 5 км, отдельные деревья, столбы, люди - 1,5- 2 км. Наблюдение лучше вести нескольким людям, разбив линию горизонта на несколько равных секторов. Чувствительность зрения можно повысить с помощью глубокого, спокойного дыхания, слабого раздражения любого органа чувств, периодического обтирания лица, затылка прохладной водой или снегом. Напряжение внимания повышает чувствительность зрения в 1,5 раза, любое отвлечение - шум, мысли о постороннем, разговор сильно уменьшают продуктивность наблюдения. Поможет обнаружить людей и прослушивание. Звуковая пеленгация человеком возможна с точностью до 3-5 градусов! Услышав непонятный звук, повернитесь к нему лицом и, не двигаясь, попытайтесь взять на него азимут. Для этого надо заметить ориентир в направлении звука. Затем некоторое время соблюдайте полную тишину, так как существует вероятность повторения звука. Ночью в указанном направлении надо провести тщательное наблюдение. Слышно: далекие взрывы (например, на карьерах) на 12-15 км, шум идущего поезда - 10 км, тепловозный, пароходный гудок, сирену - 7-10 км, рокот работающего трактора - 3-4 км, стрельбу из ружья - 2-3 км, автомобильный гудок, ржание лошадей, лай собак - 2-3 км, неразборчивый крик - 1 км, треск падающих деревьев - 0,8 км, стук весел, рубка, пилка леса - 0,3-0,5 км. В лесной зоне тропы обычно метят на уровне груди, в пределах прямой видимости одной метки от другой. Свежий затес на стволе дерева имеет желтоватый оттенок. Три-четыре затеса рядом обозначают, что в стороне находится стоянка или разветвление дороги, тропы. Иногда тропы маркируют разноцветными полосами краски, нанесенной на стволы деревьев, или яркими флажками из цветного материала, бумаги, привязанными к сучкам и веткам. Обычно метки наносятся с правой стороны по ходу движения, так как человек большей частью идет по правой стороне широкой тропы, дороги и работает соответственно правой рукой. При приближении к населенному пункту тропа становится более широкой, натоптанной, чаще встречаются ответвления, места стоянок. При удалении наблюдается обратная картина. Туристы обычно размечают маршрут, выкладывая из камней, веток временные знаки, втыкая в снег еловые ветки, рисуя на коре дерева углем стрелки. Оставляют сообщение о себе под турами на перевалах, в консервных банках, закрепленных в костровой рогулине. Иногда такая записка, равно как метки, могут подсказать направление движения. Выйдя на лесную дорогу, постарайтесь определить, в какую сторону населенный пункт ближе. Для этого надо знать несколько следопытских приемов.

    На лесовозных дорогах потерянные бревна, как правило, валяются комелем (широким основанием) в сторону населенного пункта, поскольку их возят на автомашинах комлем вперед. Съезд автотранспорта с полей, делянок обычно направлен к поселку. При приближении к населенному пункту дорога становится более наезженной, местами разбитой. Свежие следы автотранспорта и людей, как правило, утром ведут от жилья, а вечером к жилью. Дороги и тропы чаще всего разветвляются на пути от поселка и сходятся при приближении к нему. В тундре и пустыне к жилью может вывести след домашних животных - оленей, баранов, надо лишь по отпечатку копыт установить, в какую сторону проследовало стадо, табун. Чтобы понять, в какую сторону прошла автомашина, внимательно осмотрите оставленные ею следы. Так, например, воронкообразные завихрения на дне следа направлены острыми углами в сторону движения. Песок, пыль, грязь ложатся по склонам колеи в виде веера, раскрытого в противоположную от направления движения сторону. Концы раздавленных ветвей, палок, прутиков обращены в сторону следования транспорта. В цветной жидкости направление движения автомашин можно узнать по постепенно ослабевающей окраске следа. При переезде через лужу следы высыхают в сторону движения. Комков грязи, прихваченных протекторами машины, становится меньше по мере удаления от лужи. Клочков сена на придорожных кустах и нависающих ветках больше с той стороны, откуда ехала машина. Анализ следа нескольких машин может довольно точно подсказать, в какой стороне располагается населенный пункт. Зимой заблудившегося туриста может вывести к жилью случайная лыжня. Но для этого надо уметь по ее виду определять направление движения лыжника. Отпечаток плоскости кольца лыжной палки бывает наклонен в сторону движения лыжника. Соответственно комки снега, выброшенные кольцом лыжной палки, направлены в сторону движения. Бороздка в снегу от острого конца палки длиннее в сторону движения, так как при подъеме палки из снега она некоторое время проволакивается по снегу. Подскажут, куда пошел лыжник, отпечатки лыж при торможении и подъеме в гору. При торможении "плугом" или в "упоре" валики сдвинутого снега собираются в низу спуска. При подъеме "елочкой" или "полуелочкой" сдвинутые задники лыж указывают обратное движению направление. Глубокая лыжня, большое количество отпечатков лыжных палок и небольшое расстояние между ними, характерные отпечатки широких (охотничьих или туристских) лыж, следы частых привалов указывают на то, что здесь прошла группа туристов. Потерявшийся турист по количеству отпечатков и характеру следов может даже узнать, его это группа или нет. Если след свежий, например, не присыпан недавно прошедшим снегом, можно попытаться догнать группу (в том числе и незнакомую), ведь скорость ее обычно невелика. Отпечаток узких, беговых лыж, большие расстояния между ямками от лыжных палок, использование скоростной техники говорят о том, что здесь прошел человек налегке - задняя нога, когда он идет шагом или трусцой, ступает след в след передней. След лисицы идет прямо, словно вычерчен по линейке, очень ровно с одинаковыми расстояниями между отпечатками.

    (Из расылки "Аварийщики ищут людей" List 13494 Subscriber ) По материалам журнала "Турист" 1986г. А.Ильичев НАЗАД